КАК УСТРОЕНА РОССИЯ

Судебная власть в РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ


Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ.

СУД

Суд представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе государственного механизма, самостоятельный и независимый от других органов государственной власти. Суд состоит из судей - носителей судебной власти, назначаемых в установленном законом порядке и действующих на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону "О судебной системе РФ".

ЮРИСДИКЦИЯ

Суды различаются предметом их деятельности и пределами осуществляемой ими власти. Юрисдикция конкретного суда может распространяться: на определенное административно-территориальное образование (район, область, республику), на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, флотилию, военный округ, вид Вооруженных Сил), на судебный округ (не совпадающий с административно-территориальным делением). Юрисдикция – право провозглашать истину от имени права в случае спора о праве. Юрисдикцией в демократическом государстве наделяются, как правило, прежде всего суды.

ПРАВОСУДИЕ

Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ суды могут осуществлять особую государственную деятельность - правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. В основу правосудия в РФ положен принцип осуществления правосудия только судом. Создание судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается.

Правосудие имеет ряд признаков:
- осуществляется от имени государства;
- осуществляется специальными государственными органами – судами;
- осуществляется посредством специального вида деятельности – судопроизводства (уголовного, гражданского, административного, арбитражного, конституционного);
- осуществляется в установленной законом процессуальной форме.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Судебная система государства - это совокупность действующих в государстве судов различных видов, создание которых предусматривается законодательством страны. Каждый из них наделяется конкретными полномочиями, позволяющими на основе единообразных принципов осуществления правосудия разрешать конфликтные ситуации.

В судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ".

Определяя статус судов, Закон о судебной системе РФ относит к числу федеральных судов следующие судебные органы:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик,краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Конституционные (Уставные) суды субъектов РФ и мировые суды можно рассматривать в качестве региональных судебных органов. В каждом субъекте РФ создается свой орган конституционного надзора, обеспечивающий соответствие принимаемых субъектом РФ законов Конституции (Уставу) этого субъекта.

По вертикали судебная система РФ образует три подсистемы:
- судебные органы, обеспечивающие конституционное правосудие;
- судебные органы, обеспечивающие правосудие в сфере экономики и предпринимательства;
- судебные органы, обеспечивающие правосудие в сфере уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Все судебные подсистемы (за исключением органов конституционного надзора) представлены различными судебными органами. Эти различия носят организационный и процедурный характер. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Эти признаки судебной системы получили свое отражение в таких категориях, как "звено судебной системы" и "судебная инстанция".

Суд представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе государственного механизма, самостоятельный и независимый от других органов государственной власти. Суд состоит из судей - носителей судебной власти, назначаемых в установленном законом порядке и действующих на профессиональной основе.

СУДЕБНОЕ ЗВЕНО

В соответствии с государственным устройством и административно-территориальным делением суды общей юрисдикции и арбитражные суды подразделяются на звенья. В каждом из них выделяют по четыре судебных звена. Звено судебной системы – это такая совокупность судебных органов, которая обладает одинаковым кругом полномочий, обязанностей и характером выполняемых им функций. Суды, составляющие определенное звено судебной системы имеют одинаковую предметную компетенцию, аналогичную структуру, одни и те же функции и действуют в пределах территориальных единиц. Приравненных друг к другу по административному положению.

В системе судов общей юрисдикции выделяют четыре судебных звена:
1 – мировой суд (на уровне судебных участков);
2 – районный суд (на уровне района, города, района в городе);
3 – суд субъекта РФ (на уровне субъекта РФ);
4 – Верховный суд РФ (на уровне Российской Федерации).

В системе арбитражных судов также выделяют четыре судебных звена:
1 – суд субъекта РФ (на уровне субъекта РФ):
2 – апелляционный суд (на уровне судебных участков, всего 20 участков);
3 – суд округа (на уровне федерального округа, всего 10 округов);
4 – Высший арбитражный суд (на уровне Российской Федерации).

СУДЕБНАЯ ИНСТАНЦИЯ

Характерным признаком судов общей юрисдикции и арбитражных судов предстает инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев указанных подсистем или между структурными подразделениями одних и тех же судов. Под судебной инстанцией понимается судебный орган в целом, или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в порядке осуществления контрольного судопроизводства.

По действующему законодательству о судоустройстве, все судебные органы (за исключением Конституционного Суда) по своей компетенции делятся на:
1.суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело по существу и принимать решение;
2.суды второй инстанции, рассматривающие жалобы участников на решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу. Суды второй инстанции осуществляют свою деятельность в порядке апелляционного, либо кассационного производства.
3.суды третьей инстанции, рассматривающие жалобы участников на решения нижестоящих судов, вступившие в законную силу. Суды третьей инстанции осуществляют свою деятельность в порядке надзора, либо в порядке возобновления дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Некоторые суды работают только по одной судебной инстанции. А в других судах действует несколько судебных инстанций.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Конституционный Суд в нашей стране появился в 1994 г. на основании ФКЗ "О Конституционном Суде в РФ", принятом 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после Конституции РФ. Конституция РФ дала Конституционному Суду РФ особые полномочия, которые значительно отличают его от других судебных органов власти,

Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд РФ, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции РФ и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа.

В судебной системе РФ Конституционный Суд стоит обособленно. Он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, и не является для судебной системы надзорной, кассационной либо апелляционной инстанцией. Однако с другой стороны Конституционный Суд РФ все же можно назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией РФ как вершиной правовой системы и ФКЗ "О Конституционном Суде". В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция (наряду с компетенцией Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ) определена непосредственно и развернуто в Конституции РФ.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного Суда РФ) поданных голосов было бы поровну. Все судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. В данном случае "тремя четвертями" можно признать число 15. Только при наличии в составе Конституционного Суда 15 судей он может осуществлять полномочия, возложенные на него Конституцией и ФКЗ. Это значит, что если по каким-либо причинам (отставка, смерть судей и др.) в Конституционном Суде окажется меньше 15 судей, то он обязан приостановить свою деятельность.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, в одной 9, в другой 10 судей. Состав каждой палаты определяется путем жеребьевки.

Председательствующим становится каждый судья в порядке очередности, которую определяют сами судьи Конституционного Суда РФ. Состав палат Конституционного Суда РФ должен изменяться, поэтому персональный состав палат Конституционного Суда РФ не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд.

Судьей Конституционного СудаРоссийской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации: независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов.

ПОЛНОМОЧИЯ и СУДОПРОИЗВОДСТВО КС РФ

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5)дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны:
1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
10) перечень прилагаемых к обращению документов.

Обращения в Конституционный Суд Российской Федерации оплачиваются государственной пошлиной. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду Российской Федерации и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

УСТАВНОЙ СУД СУБЪЕКТА РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Уставного суда Субъекта РФ определяются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Уставом Субъекта РФ и соответствующим Законом Субъекта РФ.

Уставный суд - орган судебной власти. Уставный суд является судебным органом уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством уставного судопроизводства.

Деятельность Уставного суда направлена на защиту конституционного строя Российской Федерации, обеспечение единства системы государственной власти, принципа разделения властей, упрочение законности в правотворчестве и правоприменении. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации. Уставный суд является юридическим лицом.

Уставный суд состоит из пяти судей, назначаемых законодательным органом Субъекта РФ на конкурсной основе и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей.

Полномочия Уставного суда не ограничены определенным сроком.

Судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее двадцати пяти лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, при отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Судья Уставного суда назначается на должность сроком на восемь лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Уставного суда - семьдесят лет.

Полномочия Уставного суда Субъекта РФ:
1) рассматривает вопросы соответствия Уставу Субъекта РФ:
а) законов Субъекта РФ;
б) нормативных правовых актов законодательного органа Субъекта РФ, Главы Субъекта РФ, Правительства Субъекта РФ, органов исполнительной власти Субъекта РФ;
в) уставов и нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Субъекта РФ;
2) по запросам судов проверяет соответствие законов и иных нормативных правовых актов Субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований Субъекта РФ или их отдельных положений, примененных или подлежащих применению в конкретном судебном деле, Уставом Субъекта РФ;
3) дает толкование Устава Субъекта РФ;
4) рассматривает споры о компетенции между:
а) органами государственной власти Субъекта РФ;
б)органами государственной власти Субъекта РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований в Субъекта РФ;
5) вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации закона, в том числе и Устава Субъекта РФ, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
6) обладает правом законодательной инициативы в законодательном органе Субъекта РФ.

Уставный суд решает исключительно вопросы права.

Уставный суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Судопроизводство Уставный суд осуществляет на основе принципов законности, самостоятельности Уставного суда, независимости, коллегиальности, гласности, устности, непосредственности, непрерывности судебного разбирательства, равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, использования государственного языка Российской Федерации - русского языка с предоставлением возможности участникам процесса пользоваться родным языком.

Вступившие в законную силу решения (постановления, определения) Уставного суда обязательны для всех законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и судебных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц на территории Российской Федерации.

Рассмотрение дел и принятие решений по ним производятся Уставным судом коллегиально в форме заседания суда. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Уставный суд правомочен принимать решения при наличии не менее трех судей. Заседание Уставного суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение в Уставный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела является:
1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Субъекта РФ закон, иной нормативный правовой акт;
2) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава Субъекта РФ.

Общие требования к обращению аналогичны конституционному судопроизводству.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Уставным судом на заседании не позднее 14 дней с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом Уставным судом решении уведомляются стороны, которые вправе присутствовать при принятии данного решения.

Обращение в Уставный суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Уставного суда. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Порядок проведения заседания:
1. В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Уставного суда и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.
2. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела.
3. В случае если Уставный суд признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.
4. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.
5. В заседании также может быть объявлен перерыв.

После признания Уставным судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий на заседании объявляет об окончании слушания дела.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Уставным судом на закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Уставного суда, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Уставного суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судья Уставного суда вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

Решение Уставного суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решения Уставного суда подлежат опубликованию в газетах, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов Субъекта РФ, в течение 7 дней со дня их провозглашения.

Решение Уставного суда окончательно, не подлежит обжалованию и пересмотру, и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

АРБИТРАЖНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом о судебной системе, федеральным конституционным законом об арбитражных судах в Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
- федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
- арбитражные апелляционные суды;
- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров. Арбитражным судам подведомственны дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; в соответствии с другим критерием (характер правоотношений) к подведомственности арбитражных судов относятся дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности. Все остальные дела относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основные принципы деятельности арбитражных судов. Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Деятельность арбитражных судов осуществляется в сфере гражданского и административного судопроизводства. Арбитражные суды, являясь одновременно судами частного и публичного права, представляют собой разновидность судебных органов по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции (статья 1 АПК РФ). Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, а порядок судопроизводства, установленный АПК РФ, имеет свою специфику.

Арбитражные суды - это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией Российской Федерации, Арбитражно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Согласно ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Арбитражный суд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой инстанции, арбитражные апелляционные суды пересматривают эти решения в порядке апелляции, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационном порядке законности решений и постановлений, принятых нижестоящими арбитражными судами в первой и апелляционной инстанциях, пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Арбитражные суды каждого уровня изучают и обобщают судебную практику, подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику.

Судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом ВАС РФ по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора, именуются постановлениями.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:
1) рассматривает в первой инстанции:
- дела об оспаривании нормативных правовых актов
- в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
- экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;
2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
3) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
4) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.
- Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
- Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации -рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.
- Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Местом постоянного пребывания Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является столица Российской Федерации - город Москва.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

В Российской Федерации действуют 10 таких судов: федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа, Центрального округа.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:
- президиума федерального арбитражного суда округа. Президиум утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассматривает другие вопросы организации работы суда, а также вопросы судебной практики.
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Полномочия федерального арбитражного суда округа
- проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами;
- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
- обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
- изучает и обобщает судебную практику;
- подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
- анализирует судебную статистику.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции и действуют на территории судебного округа.

Апелляционное обжалование является традиционным институтом мировой судебной практики как способ обжалования судебного решения, не вступившего в законную силу, и предусмотрено в том или ином виде практически во всех странах западной демократии. Главным признаком апелляции является то, что дело в апелляционной инстанции рассматривается второй инстанцией по существу по жалобе одной из сторон по делу в пределах изложенных в жалобах доводов.

Само обращение в арбитражный суд второй инстанции именуется апелляционной жалобой и может быть подано в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК РФ. Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. При этом апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд, который обязан направить ее вместе с делом в соответствующий арбитражный суд апелляционной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд. В порядке апелляционного обжалования не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело, как правило, на основе письменных доказательств, имеющихся в деле.

Судебный округ - это определенная федеральным законом территория, в пределах которой действует соответствующий арбитражный апелляционный суд. Вся территория России делится на судебные округа арбитражных апелляционных судов. На основании такого деления определяется подсудность конкретного дела соответствующему арбитражному апелляционному суду. Арбитражный апелляционный суд не вправе принимать к производству дела, подсудные иному арбитражному апелляционному суду.

В ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» перечислены арбитражные апелляционные суды. Каждый арбитражный апелляционный суд отнесен к тому или иному судебному округу. Этот перечень носит исчерпывающий характер. Перечень апелляционных арбитражных судов РФ увязан с перечнем существующих субъектов РФ и федеральных округов. Всего в Российской Федерации - двадцать арбитражных апелляционных судов.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе:
- президиума арбитражного апелляционного суда - утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассматривает другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Судебные коллегии проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Арбитражные суды субъектов РФ - суды, осуществляющие рассмотрение арбитражных дел по первой инстанции. Именно на арбитражные суды субъектов РФ приходится львиная доля арбитражных дел.

Согласно ч.1 ст.34 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум. Эта норма носит императивный характер. Президиум как орган арбитражного суда характерен для арбитражных судов всех уровней. Президиум утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассматривает другие вопросы организации работы суда, рассматривает вопросы судебной практики.

Также в арбитражном суде субъекта РФ могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Данная норма является диспозитивной, и в отличие от всех остальных арбитражных судов в арбитражном суде субъекта РФ образование коллегий не обязательно.

Полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции ВАС РФ. То есть арбитражный суд субъекта РФ является органом правосудия, и основная его функция состоит в осуществлении правосудия. Однако этот арбитражный суд осуществляет отправление правосудия только по первой инстанции. Предметом его рассмотрения становится большинство дел, подсудных арбитражным судам РФ. Единственным исключением из этого правила являются дела, подведомственные ВАС РФ как первой инстанции, но таких дел меньшинство.

Кроме этого арбитражный суд субъекта РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В процессе своей деятельности по отправлению правосудия арбитражный суд субъекта принимает судебные акты. Арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения и определения. Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением. Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями.

Арбитражный суд субъекта РФ наделяется полномочием по обращению в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. В Конституционный Суд РФ вправе обратиться арбитражный суд любого уровня без обязательного посредничества ВАС РФ или иных структур.

Арбитражный суд субъекта РФ изучает и обобщает судебную практику и подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

В систему судов общей юрисдикции входят Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (т.е. суды субъектов РФ), районные суды, мировые суды, военные и специализированные суды.

Международный суд по правам человека и иные международные суды не входят в систему национальных судов.

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции, могут быть разрешены тремя инстанциями: первой, второй (апелляция или кассация), третьей (надзор). Причем для оценки законности принятого в суде первой инстанции судебного акта в порядке надзора необязательно прохождение второй судебной инстанции.

Рассмотрение спора в суде первой инстанции предусматривает разрешение дела по существу. Несогласие участника дела с решением (приговором) суда первой инстанции является основанием для оспаривания не вступившего в законную силу судебного акта в апелляционном (для решения мирового судьи) либо кассационном порядке (для решений федеральных судов) в зависимости от уровня суда первой инстанции.

Надзорные инстанции суда общей юрисдикции по гражданским, административным делам устанавливают наличие либо отсутствие существенных нарушений материального и процессуального права.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по рассмотрению отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции гражданских, административных, уголовных дел, в том числе относящихся к подсудности военных судов.

Верховный Суд РФ - судебный орган со смешанными полномочиями. Этот суд не только рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности, но также осуществляет функции судебного надзора за нижестоящими судами путем проверки принятых судебных актов в порядке кассационного производства. Суд также проверяет вступившие в силу судебные акты в порядке надзора, и кроме того, обобщает судебную практику и дает обязательные разъяснения по толкованию и применению действующего законодательства. Смешанным характером компетенции Верховного Суда РФ обусловлен и его состав.

Верховный Суд РФ состоит из:
- Пленума Верховного Суда РФ,
- Президиума Верховного Суда РФ,
- Кассационной коллегии,
- Судебной коллегии по гражданским делам,
- Судебной коллегии по уголовным делам,
- Военной коллегии.

Пленум Верховного Суда, не обладая полномочиями по рассмотрению конкретных дел, уполномочен рассматривать лишь вопросы, связанные с организацией деятельности судов общей юрисдикции и обеспечением единства правоприменительной практики.

Пленум верховного Суда РФ, включающий в свой состав Председателя, заместителей Председателя и всех судей Верховного Суда РФ, проводит заседания не реже одного раза в четыре месяца. К ведению Пленума Верховного Суда РФ относится рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, представлений Генерального прокурора и Министра юстиции РФ, в том числе дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Президиум Верховного Суда РФ наделен полномочиями как по разрешению конкретных гражданских, уголовных, административных и иных дел в порядке надзора и в процедуре возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, так и по организации судебной деятельности. Президиум Верховного Суда РФ является не только вторым после Пленума органом Верховного Суда, управомоченным решать вопросы организации его деятельности, но также высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции. Его состав включает: Председателя Верховного Суда, его заместителей, а также ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда.

К ведению Президиума верховного Суда РФ относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства и другое. Отнесенные к ведению Президиума Верховного Суда РФ полномочия реализуются им в его заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в месяц и являются правомочными при наличии большинства членов Президиума.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.

Коллегии Верховного Суда РФ и Кассационная палата наделяются лишь правами соответствующих судебных инстанций, управомоченных разрешать конкретные дела, не обладая иными полномочиями.

Председатель Верховного Суда РФ непосредственно руководит работой Верховного Суда, осуществляя при этом как сугубо организационные, так и процессуальные полномочия. Заместители Председателя Верховного Суда РФ содействуют Председателю в руководстве деятельностью Верховного Суда, обладая при этом и своей собственной компетенцией. Они могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда; приносить в пределах и порядке, установленных законом, представления на решения, определения и постановления по гражданским делам; в случаях и порядке, установленных законом, приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам, вести личный прием граждан, осуществлять другие полномочия, предоставляемые им законодательством.

Секретарь Пленума Верховного Суда РФ, являясь судьей Верховного Суда, помимо выполнения судейских обязанностей осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для доведения принятых Пленумом постановлений до сведения судей всех судов.

По первой инстанции в Верховном Суде РФ дела слушаются в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ.

К подсудности Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ ст. 27 ГПК РФ относит следующие категории дел, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций:
- Об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;
- Об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
- Об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
- О приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений;
- Об обжаловании решений Центральной избирательной комиссии РФ;
- По разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ.

К подсудности Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ ст. 31 УПК РФ относит уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда.

Компетенция Верховного Суда РФ как суда первой инстанции не носит исчерпывающего характера, поскольку федеральным законом к его полномочиям может быть отнесено разрешение дел других категорий.

Соответствующие структуры Верховного Суда РФ полномочны пересматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам при условии, что указанные структуры приняли судебный акт по данному делу и имеются вновь открывшиеся обстоятельства, позволяющие ставить вопрос о его пересмотре.

Верховный Суд РФ в лице своих органов полномочен рассматривать дела в качестве суда второй инстанции в кассационном порядке.

Судебные коллегии по гражданским делам, по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривают в кассационном порядке не вступившие в законную силу судебные акты верховного суда субъекта РФ, вынесенные по первой инстанции (ст. 355 УПК, ст. 337 ГПК РФ).

Военная коллегия Верховного Суда РФ пересматривает не вступившие в законную силу судебные акты окружных (флотских) военных судов.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в кассационном порядке акты Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные по первой инстанции (ст. 355 УПК, ст. 337 ГПК РФ).

Надзорные полномочия в Верховном Суде РФ по гражданским, административным делам осуществляются в порядке ст. 377 ГПК РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ выполняет надзорные функции в отношении постановлений президиумов верховных судов субъектов РФ, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; кассационных определений верховных судов субъектов РФ, а также вступивших в законную силу решений и определений районных судов, принятых ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответствующего верховного суда субъекта РФ.

В порядке надзора в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ обжалуются приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда субъекта РФ, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда субъекта РФ; приговор, определение и постановление верховного суда субъекта РФ, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда субъекта РФ (ст. 403 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшим звеном надзорного производства и оценивает законность вступивших в законную силу решений и определений Верховного Суда РФ, принятых им по первой инстанции; определений Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; определений Судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам Верховного Суда РФ, вынесенных ими в кассационном порядке; определений Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ею в кассационном порядке.

Судебные акты непосредственно Президиума Верховного Суда РФ рассмотрению впорядке надзора не подлежат.

В числе прочих полномочий Верховного Суда РФ следует отметить право давать судам разъяснения по вопросам судебной практики. В соответствии с нормой ст. 126 Конституции РФ, ст. ст. 56, 58 Закона "О судоустройстве в РСФСР" Пленум Верховного Суда РФ вправе давать разъяснения:
- для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;
- принятые на основе изучения судебной практики, анализа судебной статистики по вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел, в том числе на основании информационных сообщений судов субъектов.

СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ

К судам субъектов РФ относятся Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Суды субъектов РФ составляют, наряду с федеральными судами, систему судов РФ. Соответственно, порядок их организации и деятельности регулируется федеральным законодательством.

Суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Суд субъекта РФ выступает одновременно судом первой, кассационной и надзорной инстанций.

В структуру областного суда и приравненного к нему суда входят президиум, судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам; в рамках коллегий могут образовываться судебные составы, создаваемые для рассмотрения дел по первой или кассационной инстанции. Руководство деятельностью суда осуществляют председатель и его заместитель.

Президиум областного и приравненного к нему суда образуется в составе председателя, его заместителей, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Как и Президиум Верховного Суда РФ, президиум областного и приравненного к нему суда обладает процессуальными и организационными полномочиями.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам областного и приравненного к нему суда утверждаются президиумом этого суда из числа его судей. Руководят работой коллегий их председатели, являющиеся заместителями председателя суда. Судебные коллегии обладают достаточно обширными процессуальными полномочиями по рассмотрению соответствующих категорий дел.

Председатель областного и приравненного к нему суда вправе: председательствовать в судебных заседаниях судебных коллегий; отменять постановления судьи данного суда об отклонении надзорной жалобы или представления и возбуждать надзорное производство; принимать решения об изменении территориальной подсудности дел в предусмотренных законом случаях; руководить работой аппарате суда и другое.

Заместители председателя областного и приравненного к нему суда также обладают дополнительными по сравнению с иными судьями этого суда полномочиями как процессуального, так и организационного характера.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель или по поручению председателя – один из иных заместителей.

В качестве суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ рассматривает дела, затрагивающие права и законные интересы граждан и организаций (ст. 26 ГПК РФ):
- о признании недействующими нормативных правовых актов субъектов РФ, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;
- связанные с государственной тайной;
- связанные с деятельностью политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, в том числе о приостановлении деятельности или ликвидации подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и т.д.;
- касающиеся осуществления избирательных прав, в том числе об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и т.п.

Судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ в силу ч. 3 ст. 31 УПК РФ подсудны дела в случае их наибольшей важности, как-то: дела с квалифицированным составом убийства, похищение человека и т.д., - либо если материалы дела содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Компетенция суда субъекта РФ не носит исчерпывающего характера и может быть изменена федеральным законом.

Судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ вправе пересматривать не вступившие в законную силу судебные акты районных судов.

Судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта РФ полномочна рассматривать кассационные жалобы и представления на приговор или иное решение первой или апелляционной инстанций районного суда (ст. 355 УПК РФ).

Надзорные полномочия в составе суда субъекта РФ осуществляет президиум суда субъекта РФ в отношении вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов РФ, принятых ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; апелляционных решений и определений районных судов; вступивших в законную силу судебных приказов, решений и определений районных судов и мировых судей; приговоров и постановлений мирового судьи по уголовному делу; приговоров, определений и постановлений районного суда по уголовному делу; кассационных определений суда субъекта РФ по уголовному делу.

Суд субъекта РФ вправе пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам.

РАЙОННЫЙ СУД

Районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим основное количество дел по первой инстанции. В порядке ст. 24 ГПК РФ, ст. 31 УПК РФ к компетенции районного суда относится разрешение всех споров, не возложенных законом на верховные суды общей юрисдикции субъектов РФ, на Верховный Суд РФ, мирового судью, на систему военных судов и специализированные суды.

Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно – территориальной единицы субъекта РФ либо имеющиеся общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно – территориальных единиц субъекта РФ.

В состав районного суда входят назначаемые на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ председатель суда и судьи. С учетом численности состава суда и его нагрузки в районном суде может вводиться должность заместителя председателя.

Председатель районного суда организует его работу, обеспечивая соблюдение сроков и порядка рассмотрения судьями переданных им для рассмотрения материалов и дел; выполнение судьями и сотрудниками аппарата суда требований закона, подзаконных нормативных актов, правил внутреннего распорядка.

Одной из основных задач организации работы суда является распределение между судьями обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел и назначение председательствующих в судебных заседаниях по их рассмотрению.

Отнесенные к подсудности районного суда гражданские и уголовные дела, рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако в предусмотренных УПК случаях, когда по делам о тяжких и особо тяжких преступления обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении его дела коллегией в составе трех судей, председатель формирует такую коллегию.

Председатель осуществляет и иные полномочия по организации деятельности суда: распределяет между судьями обязанности; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; руководит работой аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда.

Районный суд действуетв качестве судапервой и второй(апелляционной) инстанции.

Как суд первой инстанции он рассматривает по существу основную массу гражданских и уголовных дел. Причем значительное расширение в последние годы сферы судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, прежде всего, сказалось на объеме полномочий именно районного суда как основного звена системы судов общей юрисдикции.

В частности, к его ведению теперь относится рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства дел: об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если эти дела не отнесены к компетенции вышестоящих судов; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование.

МИРОВОЙ СУДЬЯ

Основной специфической особенностью института мировых судей является тот факт, что мировые судьи в силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" входят в единую судебную систему России, но являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Вторая особенность данного института состоит в том, что полномочия, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются не только федеральным законом, но также и законом субъекта Российской Федерации (См.: ФЗ «О мировых судьях в РФ» и Закон Самарской области «О мировых судьях в Самарской области»).

Мировые судьи - судебные органы субъектов РФ. Наличие в субъектах своих судебных органов вытекает из толкования положений Конституции РФ. К подсудности мировых судей отнесено разрешение малозначительных уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. В Самарской области Мировой судья назначается на должность сроком на 3(три) года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи он назначается на срок 10(десять) лет.

Полномочия мирового судьи определяются Законом о статусе судей, как суда первой инстанции, рассматривающего гражданские, административные и уголовные дела, отнесенные к его подсудности Законом о мировых судьях, ГПК, УПК и КоАП.

В сфере гражданского судопроизводства ему подсудны:
- дела о выдаче судебного приказа;
- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
- и другое;

В сфере производства по делам об административных правонарушениях КоАП (ст. 23.1) и законы субъектов РФ относят к подсудности мирового судьи дела о различных нарушениях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме; о незаконном занятии частной медицинской практикой или целительством; о незаконном обороте наркотических средств; о незаконном занятии проституцией; о нарушении авторских и смежных прав и др.

В уголовном судопроизводстве мировой судья вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК.

Рассмотрение дел осуществляется мировым судьей единолично.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обеспечение деятельности мирового судьи осуществляется по двум каналам: федеральному и субъекта РФ. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через управление (отдел) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте РФ.





СПРАВКА


Судебная власть – специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Носителями судебной власти в РФ являются судьи. Судьи высших судебных органов назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Все остальные судьи – Президентом РФ в порядке, установленном законом.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Правосудие в демократическом обществе направлено на рассмотрение и разрешение спора в области права. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав. В современных государствах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, а также провозглашенных прав и свобод.