КАК УСТРОЕНА РОССИЯ

Местное самоуправление в РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ


Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом, принадлежащей ему власти, с территориальным разграничением. В современной России используется несколько типов территориального деления, в том числе: деление на федеральные округа, на субъекты РФ, муниципальное деление.

Муниципальное территориальное деление Российской Федерации, преследует цель существования на этих территориях местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления с учетом действующего законодательства, исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и действуют самостоятельно. Под самостоятельностью местного самоуправления понимается право населения муниципального образования непосредственно или через органы местного самоуправления, без вмешательства каких-либо иных властных структур, определять круг вопросов, принимаемых к своему ведению, и решать их своими силами, в пределах своей компетенции и ответственности. Органам местного самоуправления могут передаваться некоторые государственные полномочия, с финансовым обеспечением их выполнения. В законах и иных нормативных правовых актах РФ слова "местный" и "муниципальный" применяются в одном значении.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях: городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и городских районах. Отсюда, на территории муниципального образования присутствуют государственная и местная власти, которые действуют самостоятельно. Разграничение компетенции этих властей, позволяет решать задачи разного уровня, разной степени оперативности и значимости, связывая интересы местных жителей, с интересами жителей всей России и наоборот.

К ведению местного самоуправления относятся вопросы:

- связанные с рассмотрением, утверждением, исполнением местного бюджета и контролем за его исполнением,
- установления, изменения и отмены местных налогов и сборов,
- владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности,
- жилищного строительства и организации коммунального обеспечения, утверждения планов застройки, выдачи разрешений на строительство, реконструкцию и землепользование,
- муниципального дорожного строительства, содержания и использования дорог местного значения,
- организации и обеспечения детских садов, школ, больниц и поликлиник, учреждений культуры и т.д.,
- организации отдыха, досуга, спорта, творчества, обучения, сохранения объектов культуры, сбора и вывоза мусора, организации и содержания муниципальных сетей, благоустройства и озеленения, транспортного обеспечения, общественного порядка и безопасности, санитарного контроля, содержания заданий и территорий, вопросы социального, культурного, экономического развития и прочие.

Для решения этих и другие задач, муниципальное образование имеет источники дохода, формирующие его бюджет. К ним относятся:

- местные налоги, сборы и штрафы,
- отчисления от государственных налогов,
- поступления от сдачи муниципального имущества в аренду или от его приватизации (земля, жилой и нежилой фонды, прочее),
- отчисления от прибыли муниципальных предприятий,
- различные дотации.

Органы местного самоуправления - должны обеспечивать соблюдение интересов большинства жителей муниципального образования, обеспечивать чистоту, правопорядок и законность на территории муниципального образования, сохранять и рационально использовать муниципальное имущество, стремиться к увеличению доходной части муниципального бюджета, заботиться о социально незащищенных категориях граждан, обеспечивать участие населения в общероссийских программах и мероприятиях, оказывать содействие населению в их добровольной деятельности по улучшению жизни в муниципальном образовании, выступать с инициативами и разъяснениями по всевозможным вопросам в пределах своей компетенции и многое другое.

В случаях, когда деятельность органов местного самоуправления и (или) их сотрудников, не отвечает (перестала отвечать) требованиям большинства населения муниципального образования или наносит вред, организованные и неорганизованные объединения, а равно отдельные жители муниципального образования, имеют право на получения ответов от власти, подачу жалоб, заявлений и тому подобное.

Также население муниципального образования, вправе отозвать депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления. Процедура отзыва осуществляется через проведения референдума на территории муниципального образования.

Инициатива проведения референдума может быть выдвинута представительным органом муниципального образования и главой местной администрации. При этом такая инициатива должна быть выдвинута ими совместно.

Данная возможность имеет следующие процедуры и ограничения:

- основания для отзыва устанавливаются уставом муниципального образования,
- основанием для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке,
- процедура отзыва должна обеспечивать возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва,
- отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе),
- отзыв не применяется, если депутат избран по списку кандидатов от избирательного объединения.

Процедура проведения референдума, включает его инициирование, назначение, организацию голосования, признание его результатов, вступление в силу (опубликование) и исполнение.

Местный референдум назначается в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

Правом участия в местном референдуме. обладают граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации.

Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

1. О досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий;
2. О проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления, либо об отсрочке указанных выборов;
3. О персональном составе органов местного самоуправления;
4. Об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
5. О принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
6. О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Данные ограничения. в первую очерель, обесловлены следующим: "Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции Российской Федерации, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, - к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти."
Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных выше, не допускается.





ОПРЕДЕЛЕНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это административно-территориальные формирования, элемент политической системы общества. В границах территории муниципального образования, властные полномочия распределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Перечень муниципальных образований включает: сельские и городские поселения, муниципальные районы, муниципальные округа, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские территории городов федерального значения. Муниципальных образований в Российской Федерации более 23000.