КАК УСТРОЕНА РОССИЯ

Законодательная власть субъектов РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ


Законодательная власть в субъектах Российской Федерации: республиках, краях, областях, автономных округах, автономной области и городах федерального значения, осуществляется выборными законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ, которые имеют различные названия: Законодательное собрание, Областная дума, Государственное собрание, Государственный совет, Собрание депутатов, Совет депутатов, Народное собрание, Хурал, Парламент и т.д.

Законодательный орган субъекта РФ имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной государственной власти субъекта РФ. Его функции составляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Законодательный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Наименование законодательного органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются Конституцией (Уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ определяет структуру и способы формирования законодательного органа государственной власти. Депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ избираются гражданами России, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с федеральным законодательством, Конституцией (Уставом) и (или) Законом субъекта РФ, пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральным законодательством, Конституцией (Уставом) и законами субъекта РФ.

Большинство законодательных органов субъектов РФ являются однопалатными, лишь в некоторых республиках законодательные органы власти состоят из двух палат. Законодательные органы субъектов РФ формируются в ходе специальных выборов на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Число депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается Конституцией (Уставом) субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Количество депутатов находится в пределах от 15 до 110 человек. Количество избирателей на одно депутатское место в региональном парламенте, зависит от численности населения в регионе (субъекте РФ) и находится в пропорции - 1 депутат на 30000 жителей - это усреднённое значение на территории РФ. Адекватная численность депутатского корпуса, является залогом независимости и дееспособности регионального парламента, его противостоянию внешнему влиянию. Срок полномочий депутатов законодательного органа устанавливается Конституцией (Уставом) субъекта РФ, но не может превышать пяти лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ.

Расходы на обеспечение деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и распоряжение средствами бюджета субъекта РФ в процессе его исполнения законодательным органом, отдельными депутатами или группами депутатов не допускаются. При этом полномочия законодательного органа субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются.

Законодательный орган является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного органа определяется законом субъекта РФ. Заседания законодательного органа являются открытыми, но допускается и закрытая форма, что устанавливается регламентом этого органа.


Полномочия законодательного органа субъекта РФ включают:

1) утверждение программ социально-экономического развития региона;
2) установление налогов и сборов и порядка их взимания (по предметам ведения субъекта РФ);
3) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, установление отчетности о расходовании средств этих фондов;
4) управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;
5) утверждение и расторжение договоров субъекта РФ;
6) установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;
7) установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;
8) проведение выборов в органы местного самоуправления;
9) определение административно-территориального устройства и порядка его изменения;
10) утверждение схемы управления субъектом РФ и определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.


Законодательный орган государственной власти субъекта РФ:

1) принимает Конституцию (Устав) субъекта РФ и поправки к ней;
2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.


Законом субъекта РФ:

1) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;
2) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ;
3) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;
4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено Федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;
6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
7) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;
9) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
10) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;
11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.


Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

1) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
2) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;
3) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ;
4) оформляется согласие на назначение на должность отдельных должностных лиц субъекта РФ, если такой порядок предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ;
5) назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
6) назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;
7) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта РФ;
8) утверждается соглашение об изменении границ субъекта РФ;
9) одобряется проект договора о разграничении полномочий;
10) назначаются на должность судьи Конституционного (Уставного) суда субъекта РФ;
11) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, Федеральными законами, Конституцией (Уставом) и законами субъекта РФ к ведению законодательного органа государственной власти субъекта РФ.


Законодательный орган государственной власти субъекта РФ в установленных Конституцией (Уставом) субъекта и законами субъекта РФ пределах и формах осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (Уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным органом по представлению высшего должностного лица либо при наличии заключения указанного лица, которое представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в срок не менее 20 календарных дней.

Полномочия законодательного органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае принятия решения о самороспуске или роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.

Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ в случае издания им актов, противоречащих Конституции, Федеральным законам, Конституции (Уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; или иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение о недоверии высшему должностному лицу принимается 1/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Данное решение влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им органа.

В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа субъекта РФ.

В международных и внешних отношениях законодательный (представительный) орган утверждает международные и внешнеэкономические соглашения субъекта, одобряет проекты договоров органов государственной власти субъекта и федеральных органов власти о разграничении полномочий.





ОПРЕДЕЛЕНИЯ


МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ - одна из разновидностей избирательной системы, при использовании которой, избранным считается кандидат, набравший при голосовании большее число голосов. Во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, большинство голосов рассчитывается от общего числа избирателей пришедших и проголосовавших на выборах. Существуют три вида мажоритарной системы.

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА АБСОЛЮТНОГО БОЛЬШИНСТВА - кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос.

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА ОТНОСИТЕЛЬНОГО БОЛЬШИНСТВА - кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех набранных голосов.

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА - кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов - 2/3 или 3/4. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ - одна из разновидностей избирательных систем, при использовании которой, депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за данные списки. В Российской Федерации списки кандидатов формируются политическими партиями РФ, а их представительство в выборных органах власти, связано с количеством полученных голосов в ходе выборов и обязательным преодолением рубежа в 5% голосов от общего количества проголосовавших. Основное достоинство Пропорциональной системы выборов - связано с тем, что избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который может не оправдать доверие, а за программу политической партии и направление ее деятельности, которое они разделяют. При данной системе, контроль за деятельностью депутата и ответственность за его решения, несет, в первую очередь, политическая партия, от которой он был избран.

ПРЕЗИДЕНТ РФ - избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства.