КАК УСТРОЕНА РОССИЯ

Законодательная власть в РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ


Законодательная власть Российской Федерации - это делегированная народом (прямо или опосредованно) своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально, путем издания законодательных актов РФ, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью РФ. Законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание. Можно утверждать, что законодательная власть РФ сосредоточена в одном государственном органе - Федеральном Собрании Российской Федерации.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Федеральное собрание (Парламент) - представительный и законодательный орган Российской Федерации. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата). Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания палат являются открытыми, в отдельных случаях проводится закрытые заседания. Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

Совет Федерации (Сенат, Палата регионов) - верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации, высший законодательный орган власти в Российской Федерации наряду с Государственной Думой – нижней палатой Парламента РФ.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти), а также представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа "региональных" членов Совета Федерации.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) от субъектов РФ - 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года).

Совет Федерации - представляет интересы регионов на федеральном уровне и отражает федеративную природу российского государства. Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации не может быть распущен Президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты.

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение Федеральных законов, принятых Государственной Думой
- утверждение изменения границ
- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ
- назначение выборов Президента РФ
- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ
- отрешение Президента от должности


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Государственная Дума (Госдума) - нижняя палата Федерального собрания, высший законодательный орган власти в Российской Федерации наряду с Советом Федерации – верхней палатой Парламента РФ.

Государственная Дума избирается совершеннолетними гражданами России, которые имеют право принимать участие в голосовании на выборах, по результатам альтернативных и свободных выборов, проводимых раз в пять лет.

Согласно действующему российскому законодательству, из 450 депутатских мандатов Государственной Думы половина распределяются между федеральными списками политических партий, получивших по результатам голосования избирателей более 5% голосов. Вторая половина депутатов - победители выборов в одномандатных округах (один округ - один депутат). Выборы в Государственную думу назначаются Президентом Российской Федерации раз в пять лет. Ближайшие выборы в Государственную Думу будут проводиться в 2021 году.

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
- решение вопроса о доверии Правительству РФ
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
- объявление амнистии
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.





ВНИМАНИЕ

Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания самостоятельно создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции.

Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной, она ограничивается через такие институты конституционного права, как:
- референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;
- чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;
- право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;
- право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;
- ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;
- требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов, только при наличии заключения Правительства РФ.

Такие ограничения вытекают из принципа разделения властей, но они не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов власти Российского государства.





ВНИМАНИЕ

Следует учитывать, что Президент Российской Федерации также участвует в законодательном процессе, через издание указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории России в соответствии с Конституцией РФ и являются подзаконными правовыми актами. Компетенция и полномочия Президента РФ дают ему право законодательной инициативы и отлагательного вето.

Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.

Важно отметить, что в отличие от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко. Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.

Право вето. Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т. е. право не подписывать закон, который уже принят Федеральным Собранием, то есть отклонить этот закон.

К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать в контексте логического продолжения права вето.

Подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона – еще одна форма его участия в законодательной деятельности. Принятый парламентом федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. В течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона, Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. В первом варианте, глава государства подписывает федеральный закон, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во втором случае, Президент может применить свое конституционное право вето, о котором говорилось выше. Однако, в соответствии с Конституцией РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте.

Ежегодное послание Президента России – это особая разновидность официального политико-правового документа и относится к актам президента, а значит, может трактоваться как определенные полномочия Президента в законодательном процессе.

В целом, участие Президента РФ в законодательном процессе, не превращают его в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Участие Президента РФ, как руководителя государства и гаранта Конституции, в законодательном процессе, несет скорее корректирующий характер, и исходит из степени его осведомленности, которая по определению, имеет наивысшую степень в России.





ОПРЕДЕЛЕНИЯ


ДЕПУТАТ - лицо, выбранное группой граждан для представления их интересов и чаяний. Депутатом в органах власти, возможно стать при легитимных результатах выборов, которые осуществляются в соответствии с действующим законодательством и процедурой. Как правило, статус депутата в законодательных и представительных органах власти, сопровождается обретением неприкосновенности, которая позволяет оставаться независимым в своей деятельности и суждениях, которые отражают волю его избирателей.

ПАРЛАМЕНТ - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей. В России - это Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. Нижняя палата Парламента РФ (Государственная Дума) избирается прямым и тайным всеобщим голосованием граждан России, один раз в пять лет.

ПРЕЗИДЕНТ - выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления. Президент Российской Федерации - это высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России - единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием всех граждан Российской Федерации.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - стадия законодательного процесса, состоящая из вынесения на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется государственным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом, влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой. Правом законодательной инициативы обладают, как правило, члены парламента и правительство, однако, в зависимости от принятых в отдельно взятом государстве норм, это их право может быть ограничено. Глава государства также может быть наделён этим правом. В ряде стран с законодательной инициативой могут выступать самостоятельные группы граждан. В этом случае закон определяет минимальную численность инициативной группы и особую процедуру прохождения предложенного проекта. Лица, не обладающие указанным правом, также могут осуществлять законодательную инициативу, но опосредованно, через субъектов, которым оно гарантировано законом. Законодательная инициатива может являться средством политической борьбы и лоббизма.

В Российской Федерации правом законодательной инициативы наделены Президент РФ, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов Российской Федерации. По вопросам их ведения, это право также принадлежит высшим судебным органам страны: Конституционному, Верховному и Высшему арбитражному суду. Обсуждается возможность предоставления данного права инициативным группам граждан, которые могли бы вносить свои предложения через Общественную палату РФ.

ВЕТО - право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ - правовой акт, издаваемый Президентом Российской Федерации в пределах его компетенции. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Они не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указы Президента РФ являются подзаконными правовыми актами, обладают высшей юридической силой, после Конституции РФ и Федеральных законов.