ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ ВЛАСТИ РФ

Конституционное собрание

ВСЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ



КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ - представительный орган Российской Федерации, обладающий полномочиями учредительной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 135), Конституционное собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом в случае, если существует предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ и оно поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Статья 1 Конституции РФ - «Основы конституционного строя»
Статья 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина»
Статья 9 Конституции РФ - «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»

Таким образом, к ведению Конституционного собрания относятся:

- разработка проекта новой Конституции РФ или поправок в действующую Конституции РФ;
- принятие проекта новой Конституции РФ или поправок в действующую Конституции РФ 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания;
- вынесение проекта новой Конституции РФ на всенародное голосование;
- установление порядка вступления в силу новой Конституции РФ или поправок в действующую Конституции РФ.

Состав и основы порядка работы Конституционного собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются специальным федеральным конституционным законом. Проекты закона о Конституционном собрании вносились в Государственную Думу ее депутатами в 1997, 1998, 2000, 2007 и 2020 гг. Также 5 марта 2012 года Президент РФ Дмитрий Медведев выступил инициатором подготовки проекта федерального конституционного закона о созыве Конституционного собрания. Однако, федерального закона о Конституционном собрании не существует до сих пор.




СПРАВКА

Цитаты из статьи В.Е. Бормотова «Конституционное собрание РФ: модели формирования» Саратовского Государственного Университета, 2010 года.

Неизменность Конституции является одним из важных факторов и показателей стабильности функционирования политической системы. Конституция, определяя общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, оказывает решающее влияние на политические процессы. Однако сегодня многие ученые, общественные деятели, указывая на юридические неточности, размытость понятий, несоответствие реалиям политической жизни, внутренние противоречия, заложенные в тексте основного закона, считают необходимым изменить Конституцию РФ.

В Конституции РФ заложен прочный механизм ее изменения, зафиксированный в 9 главе. Пересмотром Конституции должен заниматься специально для этого создаваемый орган – Конституционное собрание (КС), порядок формирования которого должен определить федеральный конституционный закон (ФКЗ). Однако закон этот до сих пор не принят, хотя на сегодняшний день создано немало проектов его осуществления, многие из которых в разное время вносились на рассмотрение в Государственную думу, так и не дойдя даже до пленарного заседания. Создание Конституционного собрания означало бы появление в стране нового мощного центра власти, открывающего возможности для переустройства государства в любом направлении. Конституционное собрание, разрабатывая и принимая Конституцию России, фактически явилось бы учредительным органом государственной власти в стране в целом, определяя полномочия всех органов государственной власти всех ветвей и уровней. Следовательно, принятие закона о Конституционном собрании – фундаментальный вопрос государственного устройства в целом, затрагивающий интересы многих политических сил. Несомненно, что к способу формирования КС должен быть применен особый и взвешенный подход исходя из тех значимых функций, которые оно должно выполнять. Вопрос о создании Конституционного собрания – это вопрос о пересмотре баланса полномочий в существующей системе.